Балетная история XIX века — история балерин-звезд, их триумфов и закатов, история порожденных балеринами маний и мод, история противостояний фанатских лож разных танцовщиц. (При этом под балеринами нужно понимать тех, кто занимал высшую ступень в сценической табели о рангах: неверно называть балеринами всех выступающих в балете артисток.)
Ради них зрители устраивали опустошительные набеги на цветочные лавки и впрягались в экипажи вместо лошадей; балетоманы добывали танцевальные туфельки своих любимиц, а потом съедали их под соусом или наполняли их шампанским в ресторанах Кюба или Донона, главных штабах петербургских театралов — по крайней мере, так гласят анекдоты.
1860-е годы в петербургском балете — время войны между «муравьистами» и «петипистами», поклонниками двух прим, Марфы Муравьевой и Марии Суровщиковой-Петипа, первой супруги второго балетмейстера труппы. В 1880-е предметом бурных дебатов в прессе стало явление итальянских балерин новой формации — миланских учениц знаменитой Каролины Беррета, обладательниц «стальных носков», принесших на русскую сцену невиданные трюки, в числе которых и исполненные подряд и на одном месте 32 фуэте и новый класс драматической игры. Ответом на итальяноманию 1880-90-х стало выдвижение нового поколения отечественных звезд — и новые балетоманские сражения вокруг них.
Балерина — центр, вокруг которого вращаются миры во всех без исключения балетах Петипа. Подхваченный ХХ веком и Джорджем Баланчиным тезис «балет — это женщина» на протяжении полувека утверждал Петипа.
Премьеры почти всех его балетов и возобновлений были приурочены к бенефисам любимиц публики.
Путешествующая танцовщица, Флорида, Ливанская красавица — бенефисные партии Марии Суровщиковой-Петипа в одноименных балетах.
«Дочь фараона» экстренно сочинялась для Каролины Розати.
«Трильби», «Камарго» и возобновленный «Корсар» с новой картиной «Оживленный сад» были подарками балетмейстера немке Адель Гранцов.
В «Бандитах», «Баядерке», «Дочери снегов», «Зорайе» и «Пахите» блистала Екатерина Вазем, а делившая с ней лавры первой танцовщицы Евгения Соколова — в первой редакции «Млады» и «Роксане».
Вирджиния Цукки, открывшая нашествие итальянок в Петербург, выступала в новой редакции «Тщетной предосторожности» и «Приказе короля».
Элене Корнальба предназначались «Весталка» и «Талисман».
Карлотта Брианца была первой Авророй в «Спящей красавице».
Воскрешение «Лебединого озера» и премьера «Раймонды» не случились бы, не появись в Петербурге Пьерина Леньяни.
Наконец, для Матильды Кшесинской старый мастер заново редактировал «Младу» и «Баядерку», ставил «Времена года» и «Миллионы Арлекина».