Императорский балет был оторван от реальности, обслуживал интересы вельможных балетоманов и поддерживал верноподданические настроения среди них, оставаясь при этом увлеченным самим собой, глупыми сказочными сюжетами — и даже такой крупный мастер, как Петипа, волей-неволей был вынужден угождать интересам «бриллиантового ряда» партера.
Таким образ Императорского балета рисует советская литература по истории балета. Источники вдохновения Петипа принято искать чисто в балетной сфере, а связь его новых постановок с актуальной политической повесткой принято рассматривать в курьезном ключе.
Если помнить о том, что Императорский балет напрямую финансировался и курировался императорским двором (см. Императорский балет: иерархии, адреса, календарь), а Петипа был постоянным подписчиком и внимательным читателем прессы и зорко следил за всеми новостями и новинками — не только театральными, но и техническими, и общеполитическими — связь балетов Петипа с актуальной повесткой не кажется такой уж курьезной. Достаточно нескольких примеров.
В «Роксане, красе Черногории» христианин Янко спасает возлюбленную не только от злых чар, но также от притязаний мусульманина Радивоя — в начале 1878 года этот сюжет не мог читаться вне контекста идущей на Балканах войны: через две недели после премьеры Черногория обрела независимость.
В тот же год все газеты писали об экспедиции норвежца Эрика Норденшёльда, который на барке «Вега» шел Северным морским путем и попал в ледяной плен — в январе 1879 Петипа показывает балетное каприччио по мотивам этих событий, «Дочь снегов». По версии Петипа, полярники, встретив во льдах фантастических дев, погибали. В реальности экспедиция летом 1879-го продвинулась дальше и триумфально вернулась в Стокгольм — Петипа фантазировал на тему событий, за которыми ежедневно следила вся Европа.
В 1890-е, со сменой внешнеполитического курса России — ухудшением отношений с Германией и заключением тайного военного соглашения с Францией — был реализован целый ряд соответствующих проектов. В частности, «Щелкунчик» (к нему Петипа написал сценарий, но балет ставил Лев Иванов) был задуман как парадный спектакль для французской правительственной делегации и приурочивался к юбилею революционных событий 1792 года. В первоначальном сценарии впрямую упоминались карманьола и «Марсельеза», что немало удивляло советских исследователей.