В XIX веке еще не существовало автономных учреждений под названием «Большой театр» или «Мариинский театр», да и вообще не было понятия «театр оперы и балета»: объединить эти два очень непохожих искусства под одну крышу на тех основаниях, что и певцам и танцовщикам нужен оркестр, а в операх бывают балетные сцены — идея советская. В позапрошлом столетии музыкально-театральная индустрия в России функционировала несколько иначе.
Устройство театральных спектаклей в Петербурге и Москве до 1882 года монопольно осуществляла Дирекция Императорских театров, подчинявшаяся Министерству Двора. В ее распоряжении во второй половине столетия было несколько театральных зданий: в столице — Большой, Александринский, Мариинский, Михайловский и Малый (театр графа Апраксина), в Москве — Большой и Малый. В ведение Дирекции входило несколько трупп: балетная, русская оперная, итальянская оперная (упразднена в 1886 году), русская драматическая, французская драматическая и немецкая драматическая.
Годовой цикл Императорских театров обычно делился на два сезона. Зимний сезон открывался в конце августа — начале сентября. С началом Великого поста театры закрывались, весенний сезон открывался после Пасхи и длился до конца мая — начала июня. Поводом для закрытия спектаклей также был траур по поводу кончины августейшей персоны.
Императорский балет давал представления обычно два или три дня в неделю: например, в 1890-е этими днями неизменно были среда и воскресенье. Площадкой для балетных представлений в Петербурге служил Большой театр. С открытием в 1860 Мариинского театра — он был построен напротив Большого на месте сгоревшего годом ранее Театра-цирка — балеты давались на двух сценах. В 1886 году Большой театр был передан консерватории и вскоре снесен для постройки нового здания, и с тех пор балеты шли в основном в Мариинском театре.
В редких случаях балетная труппа выступала в Александринском и Малом театрах, а также камерном Эрмитажном театре (с переходом Ивана Всеволожского на должность директора Императорского Эрмитажа в 1899 году, там прошла целая серия премьер балетов Петипа). В летнее время парадные спектакли — спектакли, посвященные дипломатическим приемам или бракосочетанию членов царской фамилии — давались также в Каменноостровском театре, театрах в Царском Селе, Петергофе, Красном Селе.
Репетиции балетной труппы проходили на Театральной улице в помещениях Театрального училища — теперь это Академия Вагановой на улице Зодчего Росси: внутри Мариинского театра балетных залов не было вплоть до реконструкции 1970 года. В том же здании находилась и контора Дирекции Императорских театров — ныне ее помещения занимают Театральная библиотека и Театральный музей.